При всем многообразии Систем Управления Контентом (CMS), а их несколько сотен, выбор той, которая нужна, - одна из главных задач создания сайта. CMS или «движок» - это, по сути, программное обеспечение, которое используют для создание сайта.  Необходимо четко понимать, что от выбора CMS будет зависеть дальнейшая судьба проекта и его бюджет. Будет ли у Вас возможность самостоятельно вносить изменения и дополнения на сайт, или же Вы попадаете в полную зависимость от исполнителя или владельца CMS.

Чтобы разрешить эту проблему, достаточно понять несколько основных моментов. Что собой представляют CMS  и каковы отличия между ними. Все известные СМС можно разбить на категории:

Коробочные

Проприетарные, т.е. с фиксированными  правами собственности, закрытым или открытым кодом, но  платной лицензией

Студийные или Авторские

Продукт, созданный студией, часто без возможности распространения вне проекта.

Условно-бесплатные

Распространяемые по лицензии “Shareware”

Арендные

CMS установлена на хостинге и входит в стоимость аренды.

Бесплатные

С открытым кодом, распространяемые под Свободной Лицензией (GNU General Public License)

 

 

В принципе,  это только два вида: платные, т.е. коммерческие (первые четыре) и бесплатные.

  • Авторские СМС получают должное развитие только в крупных и раскрученных  студиях, имеющих возможность привлекать очень серьезных клиентов (например  «Студия Артемия Лебедева»).
  • За Условно-бесплатные(Shareware)  придется заплатить так или иначе, в противном случае продукт будет в очень усеченном виде.
  • Арендные. Пока не получили такого  развития у нас, как на западе. Возможно, вследствие не эффективной маркетинговой политики хостинговых компаний, а возможно от простого не желания их обременять себя лишними проблемами.

В итоге необходимо сравнить только Бесплатные и Платныекоробочные” СМС.

Из всех параметров этих СМС для потребителя важны лишь основные:

  1. Безопасность.
  2. Техническая поддержка.
  3. Функциональность.
  4. Распространенность.

 

Платные СМС

 

Безопасность. Производители заявляют о высокой степени надежности разработок. И это действительно так. Команда высокопрофессиональных программистов, закрытость кода и  многократные тестирования позволяют создать систему с очень высокой степенью защиты. Это очень большой плюс. Минус: по вышеперечисленным причинам, времени на тестирование защищенности  СМС требуется не мало.

Техническая поддержка. Это «конек» всех платных программ.  Документация составлена в расчете на потребителя, не владеющего языками программирования. Поэтому все расписано до мелочей. «Поддержка» работает очень оперативно.   Минус: для начальной установки и настройки некоторых СМС потребуется профессиональная помощь поставщика.

Функциональность.   Как правило, производители платных  СМС  предлагают различные варианты «комплектаций» своих продуктов. Поэтому и стоимость варьируется в таких пределах. Интуитивность интерфейса, максимальная простота и понятность пользования продуктом, насыщенность СМС большим количеством расширений, скорость открытия готового сайта - эти вопросы не будут беспокоить покупателя.  Что очень не  мало важно,  не возникает проблем с кроссбраузерностью (свойством  сайта отображаться и работать во всех популярных браузерах идентично).

Распространенность. Любая поисковая машина выдаст топ 10-15 наиболее востребованных  коммерческих СМС, лидирует среди которых 1С-Битрикс. Остается только выбрать русскоязычную версию.

 

Бесплатные СМС

Безопасность. Этот аспект может создать проблему, как правило, при выходе новой версии продукта. Но открытость кода и большое количество  «свободных» программистов, позволяют быстро исправить все ошибки, не прибегая к длительным тестам. Минус. Не всегда результат бывает окончательным.

Техническая поддержка. В силу распространенности, данный вид СМС имеет, кроме собственной, еще и большую многоязычную  форумную поддержку, причем высокопрофессиональную. Большое количество уроков и тестов помогут быстро справиться с любой проблемой. Установка СМС не требует глубоких знаний программирования.

Функциональность. Самые популярные СМС имеют настолько большой объем дополнений, расширяющих возможности базовых версий, как платных, так и бесплатных, что воспользоваться всеми не представляется возможным. В CMS Joomla, например, их около 8000! Интерфейсы систем не перегружены лишней информацией. Скорость открытия «тяжелого» сайта решается установкой ускорителя. Минус. Иногда приходится повозиться с кроссбраузерностью, но это уже издержки бесплатности. Вообще, функциональность систем из первой 20 не вызывает нареканий.

Распространенность. Этот вопрос можно даже не поднимать. На этих СМС работают и начинающие веб-дизайнеры и большие уважаемые студии во всем мире.

Итог сравнений можно посмотреть в этой таблице:

 

характеристика

платные

бесплатные

безопасность

+

+

техническая поддержка

+

+

функциональность

+

+

распространенность

+

+

 

Что же можно вынести из вышесказанного. Вопрос безопасности платных и бесплатных CMS всегда был причиной «священных войн» их сторонников. Однако лучше всего можно разобраться, если ответить на него вопросом: А сколько раз именно Ваш сайт пытались взломать? Ответ очевиден - ни разу. Прения эти совершенно бессмысленны, поскольку не имеют привязки к конкретному продукту, созданному на той или иной системе. На очень дорогих CMS создают и простые сайты, которые взламывать никому и в голову не придет. Ведь услуги эти  стоят тоже не дешево. Как правило, атакам подвержены, пусть и теоретически, только коммерчески успешные проекты. Если создатели интернет – магазина не побеспокоились о защите как платежной, так и конфиденциальной  информации  о своих клиентах, причем штатными средствами разработчика, то уж создатели системы тут не причем. Решение совсем в другой плоскости. Идеальной программы не существует, вот от чего необходимо отталкиваться. Все временно. Выбор системы – это, скорее, вопрос амбиций, возможностей и пристрастий.

Тех.поддержка.  Ещё один интерстный  момент при выборе CMS. Не стоит уповать на то, что заплатив большие деньги, можно будет бесконечно допекать производителя вопросами. Вам могут отказать в ответе без объяснения причины. Это факт из опыта. То, что программа и документация к ней подготовлена для непрофессионального пользователя, верно лишь отчасти. Это тоже факт. Для разных систем необходим различный уровень подготовленности. Собственно и бесплатное программное обеспечение не всегда может быть понято даже профессиональным программистами. Форумная или «клубная» поддержка остается едва ли не единственным, постоянно действующим способом получения недостающих знаний как для проприетарных, так и для открытых систем.

А вот с функциональностью все сложнее, чем кажется, вернее, чем декларируют. Заявленная понятность и широкие возможности платных отчуждаемых CMS – часто маркетинговый ход разработчика. Изъянов тоже достаточно. Порой административная панель имеет очень запутанную структуру. Разобраться, конечно, можно. Но ведь и деньги заплачены не малые. За такую оплату хотелось бы, чтобы программа сама спросила: нравится или нет? Что бы осталось только кивнуть и нажать Enter. Или мы что, мало заплатили? Несколько очень дорогих CMS из первой десятки грешат настолько сложной архитектурой, что создается впечатление о необходимости переписывания с нуля всей программы с учетом новых технологий. Хотя и бесплатные системы управления  становятся «рабочими» только после того, как их «опробует» не одна сотня или тысяча программистов – волонтеров. Весомый вклад в доработку таких  CMS вносят и профессиональные студии.  Итог споров таков, что в стартовом, т.е. начальном варианте, проприетарные  CMS могут быть использованы по своему назначению сразу. Для адаптации систем под открытой лицензией требуется время, иногда не малое. Первые версии, как правило, сырые. Обилием постоянно обновляющихся расширений, как платных, так и бесплатных, могут похвастать только бесплатные CMS. Остается только снять перед ними  шляпу… Тенденции развития интернет - технологий идут в направлении развития свободных продуктов, не обремененных для потребителя затратами. Процесс зарабатывания средств идет от его популярности и необходимости. Просто пришло такое время. Социальные сети, открытые каталоги, Open Office – их создатели получают прибыль не от продукта  как такового, а от значимости, востребованности  их детища рынком.

Распространенность. Вопрос, не поддающийся логическому осмыслению. Самый большой парадокс заключен в том, что при всех прочих равенствах характеристик CMS, стоимость проприетарных не является помехой в популярности среди потребителей! Лидер русскоязычного сегмента рынка- 1С-Битрикс, позиции которого непоколебимы. И это при заоблачной цене! Наверное,  правильно, что покупатель сам решает платить или нет. И считать чужие деньги дело неблаговидное. Платят за то, что необходимо. За то, что именно этот продукт, в данное время, предоставляет весь потенциал возможностей. Но и  CMS под открытой лицензией, тоже постоянно расширяют круг своих сторонников. Росту их популярности способствует еще и то, что очень сильно сократилось время «доводки» продукта. Да и новые версии выходят почти в идеальном  состоянии. На очень высоком уровне.  Тут все понятно и логично.

Возможно, кому-то покажется не правильным подобное сравнение СМС. Мы постарались реально оценить потребительские возможности обоих типов. Какой сделать выбор? Заплатить очень не маленькие деньги за продукт и спокойно работать. Или установить бесплатную платформу, немного подумать, подстроить под свои нужды, а сэкономленные средства направить на продвижение сайта… Практика показывает, что можно и на бесплатной СМС сделать шедевр (пример тому - портал «Евровидения», созданный на WordPress) и на дорогущей системе сверстать посредственный  сайт. Выбор всегда  есть…

 

 

 

 

 

 

 
САЙТЫ
ЛОГОТИПЫ
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ